Здесь даю ссылки на интересные статьи об игрушках, встречающиеся на просторах интернета

Из http://www.kukla.etokruto.ru/okukle02.shtml

Давным-давно на Руси

Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Царско-крестьянская игрушка

Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском манастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

Панки были и в древности .

В северных деревнях России до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые "панки", которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей. Само слово "панк" происходит от слова "панг", что означает "корень", "ствол". Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.
Игрушки-панки близки детям младшего возраста. Цельность игрушки, ее скупая обработка, схематичность и типологичность в передаче образа - все это будит фантазию ребенка, дает возможность трансформации этой игрушки, позволяет выразить с ее помощью любой образ-характер. Именно на этом принципе основан подбор игрушек в одном из направлений коррекционно-развивающей педагогики - вальдорской методике.

Где игрушкам быть, как не на ярмарке!

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, "выделки игрушек", был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов. Наиболее древний тип этих игрушек -"колески", две развернутые в плоскости конские головы, вырезанные из дощечек и поставленные на колеса. Эти "колески" имели много общих черт с древними египетскими игрушками и ранними игрушками многих европейских стран.

Конь-огонь из дерева

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

От ложкарей ушли, к ложкарям и пришли

Федосеевская игрушка (баляска) выделяется в самостоятельное направление в середине XIX века, когда возникает новый тип игрушки - жанровый. Сколоченые из тесаных дощечек, они были просты по конструкции, но бесконечно разнообразны и реалистичны. От вращающихся каруселей и конских упряжек на дощечках с колесиками мастера постепенно переходят к сложным сюжетным многофигурным игрушкам. Так, игрушечник Иван Мордашов в начале прошлого века смастерил ложкарную мастерскую, в которой четыре пары маленьких ложкарей, помещенных под двухскатный навес, воспроизводят все технологические процессы реального производства: пилят, тешут, обрубают и вырезают. Фигурки приводятся в движение при вращении вала. Сюжеты других федосеевских игрушек аналогичны по сложности: горшечники, косари, молотильщики, музыканты и танцующие. Ярко, цветасто расписанные по желтому или зеленому фону они были чрезвычайно интересны, нарядны и образны. К сюжетной игрушке примыкает игрушка конструктивная, которая начала развиваться также в прошлом веке: мебель для кукол, пароходы, паровозы и даже автомобили, изготовленные и расписанные в традициях разных мастеров.

Топорной работы и в столице хватало

В Подмосковье самым крупным центром производства деревянной игрушки был Сергиев Посад. Здесь, в Троице-Сергиевой лавре и в поселениях вокруг монастыря еще с XV века занимались резьбой и токарной обработкой дерева, изготавливая иконы и киоты, ковши и веретена. Соответственно игрушки были токарного производства или "токарщина" (яблоки-груши, шары, ведерки и бочата.) и вырезные -"топорщина". Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Мастера Сергиева Посада имели свой почерк в изготовлении резных игрушек. В качестве заготовки использовалось трехгранное полено, верхняя часть его вырезалась более тщательно, нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными срезами. Дамы и гусары, разносчики и монахи, солдатики и гусары - вот характерные персонажи Подмосковья. " По своему характеру, - пишет исследователь русского сувенира Л.Н. Соловьева, - эти игрушки тяготеют к традициям языческой столпообразной пластики. Стилистически "барыни-дуры" и гусары близки деревянным идолам…" Если в Сергиевом Посаде игрушки обязательно раскрашивали, то в соседнем с монастырем селе Богородское мастера стремились к наилучшему выявлению природного существа дерева и при изготовлении игрушки использовали естественные его формы, обыгрывали рисунок древесины, сучок или развилок веток. Как и Новгородские игрушечники, богородские мастера делали и подвижные игрушки, это всем известные "богородские кузнецы", плоские фигурки, нежестко скрепленные с планкой и между собой и снабженные балансом. Динамичность, выразительность и юмор, легкость исполнения - вот что обусловило и распространенность этой игрушки в прошлые века и популярность как сувенира в наше время.

Еще о родственных связях полен и снова о куклах

Говоря о деревянной игрушке в России, хочется упомянуть еще одну "самую русскую" куклу - носатого Петрушку, несколько столетий бывшего самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом. Так что, наш Петрушка - не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник. И все-таки современные деревянные "суставчатые" человечки, так популярные уже несколько лет в России, и стилистически и фактическии происхождение свое ведут от западно-европейского марионеточного театра, создавшего богатейшие кукольные традиции в своих странах, претворившиеся сейчас в целую кукольную индустрию. Русская кукла развивалась другими путями (в том числе деревянными). Но об этом далее.

***


NeBolei.ru рекомендует - "... лучшие игрушки для ребенка именно деревянные"

 

***

 

Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольга Аринина прокомментировала стандартный ассортимент отдела игрушек: У счастливого детства - деревянные игрушки Комсомольская правда во Владимире, 16 апреля 2004

 

***

Евгения Онегина, психолог
"Мой ребенок", август 2003, статья из http://www.eka-mama.ru/eka-mama.nsf/articles/pokupki/podarki3?opendocument&for=print

Правильные подарки

Что преподнести крохе-трехлетке? Ясно одно - ваш презент не должен быть просто сувениром. Что же выбрать?

Мир ребенка с каждым днем становится и больше. Малыш познает окружающее через игру, ведь игра - самое доступное для этого средство, а игрушка - тот инструмент, с которым он уже научился обращаться. Она несет в себе огромное количество новой информации, помогающей крохе развиваться и расширять свой кругозор. Потому-то главным подарком ребенку в возрасте от одного года до трех лет является именно игрушка.

Способности и логика

Развитию и укреплению навыков и логического мышления способствуют самые различные игры и игрушки. Многим детям нравится нанизывать на веревочку крупные бусины, строить из кубиков, собирать пирамидку, бросать и ловить мячи. Помощниками в таких важных делах, несомненно, станут развивающие игры и игрушки, разработанные с учетом многолетнего опыта детских педагогов и психологов. Очень популярны различные рамки-вкладыши, шнуровки, фигурки из "ненки", которые можно складывать в узор или расклеивать на стенках в ванной. Всего не перечислишь! Ну а любимая и известная во всем мире расписная матрешка? Это не просто традиционный русский сувенир, а самая настоящая развивающая игрушка, которая надолго станет другом любого малыша. Набор стаканчиков разного размера и цвета - это целых 4 игрушки в одной. Стаканчики можно вложить друг в друга или построить из них пирамиду, на прогулке они с успехом выполняют роль формочек, их также можно наполнять водой и различными сыпучими веществами (например, горохом, фасолью) и переливать-пересыпать из одного в другой до бесконечности! Книжки с наклейками, с помощью которых ребенок изучает цвет, форму, учится находить сходства и различия одних и тех же предметов, скорее развивающая игра, нежели просто книга. Книжки-липучки очень похожи на книжки с наклейками, только липучки можно клеить как на страницу, так и на окно и кафель. Малышу предлагается расположить на "сцене" персонажей и детали пейзажа, совсем скоро он сам сможет придумать и рассказать свою сказку. Не забудьте про набор легких кубиков большого размера и кубики с картинками, мячи, конструктор из 5-10 (к трем годам - больше) деталей, набор воздушных шаров, мягкие головоломки для малышей из 2-4 (к трем годам - больше) деталей, коврик-паззл, логический куб (почтовый ящик) с отверстиями различной формы и набором соответствующих фигурок, настольные игры-лото ("Подбери пару", "Лишний предмет", "Мамы и малыши") или карточки-картинки, магнитную азбуку или набор фигурок на магнитах.

Громко!

"Шуметь по правилам и с пользой!" - под таким девизом можно объединить музыкальные игрушки, которые знакомят малыша с огромным и удивительным разнообразием звуков. Немногие родители способны выносить какофонию, "исполняемую" ребенком, но это необходимо для развития каждого малыша! Главное, чтобы звуки, издаваемые игрушкой, не были слишком громкими и раздражающими. Есть смысл подарить ребенку пианино или барабан на батарейках (в их отсутствие малыш сам начнет имитировать соответствующие звуки, что поможет в формировании его речи). Если же родители не пришли в восторг от нового домашнего оркестра, объясните, что это гораздо лучший способ знакомить человечка с миром звуков, нежели тот, который может оказаться более предпочтительным для малыша: для исследования свойств предметов и способов их взаимодействия дети часто бросают игрушки, стучат ими друг о друга. Нередко помимо игрушек в ход идут и те предметы, которые просто оказались рядом. А вдруг малыш доберется и до папиной любимой чашки? Не забудьте про набор музыкальных инструментов или инструменты по отдельности: барабан, дудочка, трещотка, бубен, металлофон, гитара, электропианино (с микрофоном или без) и т.д.

Суперподарок

Книги играют огромную роль в развитии детей, а потому можно с уверенностью повторить известную истину: "Книга - лучший подарок". Очень важно, чтобы книжки были яркими, хорошо иллюстрированными (картинки с легко узнаваемыми предметами) и с небольшим количеством текста. Ведь в первую очередь малыш, не умеющий читать, будет внимательно изучать иллюстрации. Чтобы "источник знаний" жил дольше в маленьких шаловливых ручках, выбирайте книги из толстого картона, страницы которых покрыты моющейся пленкой. Не забудьте про книги в виде фигурок животных, книжки-"раскладушки", издания с двигающимися фрагментами (фигурками героев), настенную азбуку с картинками.

Все как в жизни

Особый вид игр - ролевые, основанные на подражании. В два года девочка уже внимательно наблюдает за тем, как мама готовит обед, и пытается накормить мишку "кашкой", а мальчику не дает покоя папин молоток. Девочке хочется побыть "мамой" и укачивать пупса, а мальчишке не терпится помочь дяде, который во дворе чинит машину. Сюжетные игры достаточно схожи с ролевыми, но малыш учится общаться с помощью персонажей, фантазирует, со временем сам разыгрывает небольшие сценки и ведет диалог сразу за нескольких героев. С этого может начинаться всеми любимый кукольный театр. Двух-трех известных персонажей с перчаткой, надевающейся на руку, на первых порах будет достаточно, а у ребенка появится замечательная компания, которая, конечно же не без помощи взрослых, поможет ему доесть кашу, выпить сок и расскажет сказку перед сном. Не забудьте про наборы для ролевых игр "Больница", "Кухня", "Мастерская" (или отдельные детские инструменты), руль "как у папиной машины" с кнопками и сигналом или автомобиль, фигурки людей (пупсы, куклы) и животных. Творчество - один из видов игровой деятельности. Приобщать малыша к творчеству можно в любом возрасте, главное - не ждать от него гениальных творений и рисунков, достойных пера именитых художников.

Начните с малого - с безопасных для здоровья ребенка красок основных цветов для рисования пальчиками (они ведь все тянут в рот!), карандашей и мелков, которые удобно держать в маленькой ручке. Следующий этап - книжки-раскраски: сначала - водные, к ним в качестве дополнения можно подарить малышу первую кисточку. Не забудьте про наборы для рисования и раскрашивания, самоклеющуюся цветную бумагу для аппликаций, штампы, небольшую грифельную доску, к трем годам - пластилин или массу для моделирования.

Подвигаемся?

Детская активность должна быть направлена в правильное русло. Дома ее можно обуздать, подарив крохе лошадку-качалку. Машинки на колесах, на которых легко передвигаться, отталкиваясь ногами, могут стать первой ступенькой к осваиванию велосипеда. Хотя и велосипед не стоит откладывать на потом - существуют модели с подножками и ручкой, за которую такой велосипед можно катить (для удобства мамы). Зимой подарите ребенку санки. Сейчас магазины предлагают множество моделей - привычные с алюминиевой спинкой, дополненные поролоновым мягким сиденьем, пластиковые сани-боб, к которым крепится сиденье и удерживающие малыша ремни, или санки с ручкой, как у коляски.

А к трем годам уже пора подумать о спортивном комплексе. Не забудьте про большой мяч с "рожками-держалками", на котором можно под маминым руководством заниматься гимнастикой или прыгать, качели (подвесные или на каркасе), пластиковую складную горку, небольшой батут, трехколесный самокат.

Это - мое!

К двум-трем годам у ребенка все четче формируется понятие "Я", а вместе с этим принадлежность - "мое". И действительно, малышу необходимо что-то свое: чашка-тарелка-ложка, маленький стульчик и стол для занятий. Свой уголок, в котором можно спрятаться, даже если у ребенка отдельная комната, тоже не помешает: подойдет небольшая палатка на каркасе, шатер из ткани или сборный домик из легких пластиковых панелей. Не забудьте про яркий телефон с большими кнопками, зубную щетку с нежесткой щетиной и удобной ручкой (можно приобрести и электрическую модель на батарейках), небьющееся зеркало для детской или ванной в смешной рамке, мягкое кресло или кресло-качалку ("как у дедушки"). Перечислить и описать все, что дарят ребенку в возрасте от года до трех, очень сложно - таких предметов, игрушек, приспособлений великое множество! Да и не в этом смысл. Просто, выбирая подарок, помните, что вы можете помочь малышу с помощью игрушки, выбранной с умом, получить массу новых впечатлений и положительных эмоций.

Памятка по выбору игрушек: что" где, когда?

Евгения Онегина, психолог
"Мой ребенок", август 2003

 

***

Игры со шнурками: готовим руку к письму - статья об истории, значении и правилах игры в шнуровки с маленькими детьми

 



Hosted by uCoz
Яндекс цитирования Rambler's Top100